Частые вопросы

1. Разъясните, необходима ли машиночитаемая доверенность при осуществлении закупок по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Современный мир уже невозможно представить без электронного взаимодействия: электронные торговые площадки или платформы являются основным инструментом в организации и проведении закупочных процедур (далее – электронные платформы). Электронные платформы предоставляют уникальную среду для взаимодействия заказчиков и исполнителей, где существует возможность разместить предложения о необходимости товаров, работ, услуг, а исполнители – предоставить соответствующие товары, работы, услуги. Для участия во взаимовыгодных отношениях необходимой составляющей является электронно-цифровая подпись, которая сможет подтвердить права и полномочия участников.

Для представления интересов заказчика или поставщика в электронных процедурах, предусмотренных Законом № 44-ФЗ необходимо уделить особое внимание оформлению машиночитаемой доверенности.

Машиночитаемая доверенность (далее – МЧД) — это цифровой документ, который служит электронным аналогом привычной бумажной доверенности, позволяя автоматизировать и упростить процесс подтверждения полномочий представителей компаний. Документ оформляется в виде XML-файла, содержит сведения о доверителе и доверенном лице, в том числе полномочия и срок действия.

Кому необходима МЧД?

МЧД должна быть у всех работников, уполномоченных на подписание документов от имени организации, в случае использования квалифицированной электронной подписи при участии в правоотношениях юридических лиц согласно ст. 17.2, ст. 17.3 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее - Закон № 63-ФЗ).

В соответствие с Федеральным законом от 04.08.2023 № 457-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» возможность использования квалифицированных сертификатов сотрудников юридических лиц без предоставления МЧД продлена до 31.08.2024. Таким образом, использование МЧД в настоящее время является правом, а не обязанностью. Новые правила коснутся заказчиков и поставщиков с 31.08.2024.

С 31.08.2024 право подписи документов без МЧД сохранится только у руководителей организации.

Все МЧД должны отвечать единым требованиям. Операторы государственных информсистем могут устанавливать дополнительные требования к документу. Чтобы подписывать электронные документы в сфере закупок, необходимо использовать форму машиночитаемой доверенности в единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС).

Доверенность, которую оформили в ЕИС, применяют только в этой системе. Если иные тендеры и коммерческие закупки не связаны с ЕИС, то доверенности для участия в тендерах нужно оформить отдельно на тех площадках, где подается заявка или заключается договор.

Согласно ч. 1 ст. 17.5 Закона № 63-ФЗ, полномочия, удостоверенные такими доверенностями, определяются в соответствии с классификатором полномочий, указанным в ст. 17.1 Закона № 63-ФЗ.

Классификатор полномочий — это интернет-ресурс, который содержит перечень полномочий с определенной информацией по каждому из них, в том числе с уникальным кодом — идентификатором полномочия (Приказ Минцифры РФ от 18.08.2021 № 856 «О порядке формирования, актуализации классификатора полномочий и обеспечения доступа к нему»).

Право подписи машиночитаемой доверенности руководитель может передоверить другому лицу.

Алгоритм выдачи доверенности в ЕИС:

В личном кабинете необходимо выбрать сотрудника и выбрать необходимые для него права. Заполнить содержание доверенности (автоматически и вручную). Необходимо подписать доверенность. В данном случае подписание будет производиться после согласия на подписание указанной информации своей электронной подписью и размещение ее в реестре доверенностей ЕИС.

Также отметим, что МЧД выдается на любой срок, который не связан со сроком действия электронной подписи работника.

МЧД оформляется в ЕИС в личном кабинете заказчика или участника бесплатно.

2. Если в процессе гос.экспертизы выданы замечания к проектной документации, но заявитель не устранил их в установленный срок, вправе ли экспертная организация принять решение о расторжении договора на проведение гос.экспертизы проектной документации?

Согласно п.9 ч.1 статьи 18 ФЗ от 8.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что Правительство РФ в 2022 году вправе принимать решения, предусматривающие особенности и случаи проведения государственной экспертизы проектной документации, в том числе в части оценки соответствия проектной документации объектов капитального строительства требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, без дополнительного проведения государственной экологической экспертизы, государственной историко-культурной экспертизы.

В развитие данной нормы принято постановление Правительства РФ от 4.04.2022 № 579 «Об установлении особенностей внесения изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы, в том числе в связи с заменой строительных ресурсов на аналоги, особенностей и случаев проведения государственной экспертизы проектной документации» (далее –постановление № 579, Особенности)

Согласно пункту 2 постановления № 579, Особенности, утвержденные настоящим постановлением, распространяются на правоотношения, связанные с внесением изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы до дня вступления в силу настоящего постановления, а также возникшие на основании заявлений застройщиков, технических заказчиков и лиц, обеспечивших выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ (далее - Кодекс), поданных со дня вступления в силу настоящего постановления по 31.12.2024.

С целью устранения административных барьеров и дополнительных финансовых затрат для заявителя, связанных с необходимостью повторного направления документации и дополнительной оплаты услуг по вновь заключенному договору, оплата которых осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ, экспертными организациями по обращению заявителей продлеваются сроки оказания услуг.

При этом срок, на который продлевается услуга, определяется с учетом характера недостатков, указанных в замечаниях экспертов, которые необходимо устранить, и объективной возможности их устранения в соответствующий срок.

Также отмечается, что данный подход используется при проведении государственной экспертизы проектной документации на основании п.5 Особенностей, которым установлено неоднократное продление срока оказания по проведению государственной экспертизы проектной документации.

В соответствии с п. 26 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5.03.2007 № 145 (далее - Положение № 145), правовое регулирование договора осуществляется по правилам, установленным гражданским законодательством РФ применительно к договору возмездного оказания услуг.

В данном договоре определяются:

предмет договора;
срок проведения государственной экспертизы и порядок его продления в пределах, установленных Кодексом настоящим Положением;
размер платы за проведение государственной экспертизы
порядок, допустимые пределы и сроки внесения изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий в процессе проведения государственной экспертизы;
порядок и сроки возврата заявителю документов, представленных на государственную экспертизу на бумажном и (или) электронном носителе в соответствии с абзацем четвертым п.18 настоящего Положения;
условия договора, нарушение которых относится к существенным нарушениям, дающим право сторонам поставить вопрос о его досрочном расторжении;
ответственность сторон за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение обязательств, вытекающих из договора, в том числе за несвоевременный возврат или приемку документов, представленных на государственную экспертизу на бумажном или электронном носителе.

Соответственно, при заключении данного договора возмездного оказания услуг должны применяться положения статьи 421 Кодекса, в том числе ч. 4 указанной статьи, согласно которой условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Порядок оперативного внесения изменений в проектную документацию установлен п. 31 Положения № 145.

Следует отметить, что выявленные в соответствии с п. 35 Положения № 145 недостатки (отсутствие (неполнота) сведений, описаний, расчетов, чертежей, схем и т.п.) не устраняются в ходе оперативного внесения изменений, предусмотренного п. 31 Положения № 145.

Срок для устранения выявленных недостатков, которые не позволяют сделать выводы, указанные в пункте 34 Положения № 145, устанавливается экспертной организацией в уведомлении, которое направляется застройщику незамедлительно при выявлении указанных недостатков.

Таким образом, в случае, если выявленные недостатки невозможно устранить в процессе государственной экспертизы или заявитель в установленный срок их не устранил, экспертная организация вправе принять решение о расторжении договора.

Данная позиция отражена в п. 4 Протокола совещания Министерства строительства и ЖКХ РФ от 12.01.2024 № 40-ПРМ-СМ по вопросу практики продления срока проведения государственной экспертизы проектной документации в связи с продлением до 31.12.2024 срока действия постановления № 579.

3. Разъясните, возможно ли проведение повторной экспертизы в случае изменения объемов работ и пересчете стоимости?

В соответствии с пунктом 45.12 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (утв. постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий») в случае изменения физических объемов работ, конструктивных, организационных-технологических и других решений пересчет в новом уровне цен возможен только на изменяемую часть локальных сметных расчетов.

4. Разъясните, в какой форме необходимо предоставлять задание на проектирование при подаче документов на государственную экспертизу?

Для объектов капитального строительства строительство, реконструкция, капитальный ремонт которого осуществляются с привлечением средств бюджетной системы Российской Федерации задание на проектирование предоставляется по форме, утвержденной Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21.04.2022 № 307/пр "Об утверждении Формы задания застройщика или технического заказчика на проектирование объекта капитального строительства, строительство, реконструкция, капитальный ремонт которого осуществляются с привлечением средств бюджетной системы Российской Федерации".

5. Просим разъяснить, почему при подаче заявления в ЕЦПЭ заявитель обязательно должен подписывать договор?

В соответствии с п. 2 Положения о порядке организации и проведения государственной экспертизы, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 №145 (далее - Положение № 145), заявителем при направлении документов для проведения государственной экспертизы может выступать застройщик, технический заказчик или уполномоченное кем-либо из них лицо, обратившееся с заявлением о проведении государственной экспертизы.  

Исходя из определения понятий «застройщик», «технический заказчик», установленных соответственно пунктами 16 и 22 Градкодекса РФ, право выступать заявителем при направлении документов на государственную экспертизу может быть подтверждено документами о праве застройщика либо иного полномочного правообладателя на земельные участки, в границах которых проектной документацией предусмотрено размещение соответствующего объекта капитального строительства.  

В случае если заявитель при направлении документов для проведения государственной экспертизы не является застройщиком или техническим заказчиком, то согласно подпункту «и» п. 13 Положения № 145, представляется документ, подтверждающий переданные полномочия действовать от имени застройщика (технического заказчика), в котором полномочия на заключение, изменение, исполнение, расторжение договора о проведении государственной экспертизы должны быть оговорены специально.